Администрация города Лабытнанги

О городе

Символика

Герб
Флаг

Герб муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа утвержден решением Городской Думы от 22.03.2019 года № 462.


В гербе города изображены: семь лиственниц, давшие имя городу, голова жертвенного оленя, Уральские горы, река Обь, просторы тундры — сокровищницы Ямало-Ненецкой земли, снежинка — символ долгих холодов.
Геральдическое описание герба города гласит: «В лазоревом (синем, голубом) поле серебряные горы о двух больших вершинах и между ними одной малой, обрамленные золотой головой оленя с черными глазами, тонко окаймленной черным, в сопровождении шести серебряных, тонко окаймленных зеленью лиственниц по сторонам, по три с каждой стороны, и одной между рогами; во главе щита — серебряная снежинка с лиственничными концами, лазоревая оконечность посередине пятикратно выщерблена».

Гимн города принят решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 30.08.2019 № 504

Гимн города Лабытнанги (аудио)

Гимн города Лабытнанги (партитура)

Флаг муниципального образования утвержден решением Городской Думы от 19.04.2019 года № 471.


Флаг представляет собой белое полотнище соотношение ширины к длине 2:3 с голубой полосой, занимающей ¼ полотнища, вдоль древка. Посередине белой части полотнища изображена светло-оранжевым (золотистым) и желтым цветом голова оленя с черными глазами, окруженная черным контуром; по сторонам от головы и над головой — зеленые контуры семи лиственниц, (соответствующие фигурам герба города Лабытнанги). В верхней части голубой полосы — снежинка, соответствующая фигуре из герба города Лабытнанги.

Скачать герб в растровом формате

Скачать герб в векторном формате

Скачать флаг в растровом формате

Скачать флаг в векторном формате

История города

О городе

 

 

 

 

 

 

 

Город Лабытнанги является административным центром городского округа, в  его состав входит поселок городского типа Харп. Численность населения вместе с пос. Харп составляет 33818 человек (2021 год).

Приоритетная функция города Лабытнанги - это транспортный и перевалочный узел Ямало-Ненецкого автономного округа, организационно-хозяйственный центр при освоении природных ресурсов Ямальского полуострова и Полярного Урала.

Спецификой географического положения города Лабытнанги является близость к крупнейшим газоконденсатным месторождениям Ямало-Ненецкого автономного округа и рудным месторождениям Полярного Урала.

Здесь берет свое начало железная дорога Обская - Бованенково не имеющая аналогов в мировой практике железнодорожного строительства в силу особых геологических и климатических условий местности, основное назначение которой — доставка грузов для освоения нефтегазокондетсатных месторождений.

Преимуществом города Лабытнанги является наличие регулярного железнодорожного сообщения соединяющего Ямало-Ненецкий автономный округ непосредственно с европейской частью России (с 1948 г. поселок стал конечной станцией Воркутинского отделения Северной железной дороги). Железнодорожная станция Лабытнанги имеет большое значение для экономики г. Салехарда, Приуральского, Ямальского и Шурышкарского районов Ямало-Ненецкого автономного округа.

В городе имеется речной порт Западно-Сибирского бассейна, в котором осуществляется перевалка грузов, предназначенных для отправки в труднодоступные районы автономного округа в период навигации.

Основные градоформирующие отрасли города - это материально-техническое снабжение, транспортное обслуживание (речной порт и железная дорога), коммунально-складское хозяйство, строительный комплекс. В пос. Харп функционирует рыбоводный завод Собский, единственный в Арктике по воспроизводству ценных сиговых видов рыб. Завод предназначен для восстановления популяции ценных видов рыб в Нижне-Обском бассейне. В горном массиве Полярного Урала осуществляется добыча хромитов и действует горноперерабатывающее предприятие по переработке горной массы от добывающего предприятия. Завод «Арктическая вода» занимается производством и поставкой питьевой бутилированной воды «Полярный ледник».

Территория города Лабытнанги расположена в заполярной тундровой части Западно-Сибирской низменности, на левом берегу низовья плоской долины реки Обь, в 280 км от ее устья, за Полярным кругом, в междуречье рек Обь и Ханмей. Посёлок Харп расположен в отрогах гор Полярного Урала, на реке Собь, находится на 67-й параллели, в 60 км севернее полярного круга, в 30 км от г. Лабытнанги. Общая площадь муниципального образования городской округ город Лабытнанги составляет 32 кв. км.

Климат близок к экстремальному: избыточная влажность, длинные холодные зимы с частыми метелями, короткое лето, вечная мерзлота, среднегодовая температура воздуха минус 6,4 °C с абсолютным минимумом минус 54 °C.

 Добраться до г. Лабытнанги можно железнодорожным, водным и воздушным транспортом. Железнодорожный вокзал находится в городе Лабытнанги, аэропорт и речной порт в соседнем городе Салехард. Расстояние между городами 16 км, транспортная связь осуществляется через р. Обь - в летний период на пароме, в зимний период по ледовой дороге.

 

История

 

 

 

 

 

 

Название города Лабытнанги в переводе с языка ханты означает «Семь лиственниц» - «лапыт» («семь») и «нангк» («лиственница»). В хантыйском фольклоре считается, что число «семь» обладает магической силой. При этом лиственница для коренного населения — дерево священное. От этого словосочетания произошло название стойбища, позднее поселка, а затем и города.

Первые упоминания о Лабытнангах относятся к 1868 году, обнаруженные в документах филиала Государственного архива Тюменской области г. Тобольска. В книге Центрального статистического комитета, по сведениям 1868 года, в списке населенных мест, значится: «Лабытнангский ул. при протоке р. Обь, число дворов 3, жителей: 20 мужчин, 18 женщин».

1868 год — как год основания поселения на территории современного города Лабытнанги официально утвержден депутатами Городской Думы в мае 2007 года.

В конце 20-х годов XX века в селе Лабытнанги было создано производственное товарищество, в 1932 году появился колхоз «Красная звезда», главными занятиями в котором были оленеводство, рыболовство и охота. Колхоз внес большой вклад в обеспечение своей продукцией фронта во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 1948 году в Лабытнангах появилась железнодорожная станция благодаря строительству участка железной дороги Чум-Лабытнанги, являющейся частью 501-й стройки огромного проекта "Чум - Салехард - Игарка", что ускорило развитие села Лабытнанги.

Для строительства железнодорожной линии Чум – Салехард – Игарка  в 1948-  1953 гг. требовался строительный камень, который добывали в отрогах гор Полярного Урала, где разрабатывались каменное и песчано-гравийное месторождение. Эксплуатация месторождения послужила основой возникновения поселка Харп, расположенного в 30 километрах северо-западнее п. Лабытнанги на левом берегу реки Собь.

 В то время поселок начинался с железнодорожной станции Подгорная, состоявшей из нескольких домов железнодорожников. Станция входила в состав Полярного сельского Совета Приуральского района Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области, являвшегося органом советской власти на территории населенных пунктов: Полярный, Харбей, Полярный Урал, железнодорожных станций Обская, Подгорная, Собь и осуществлявшего руководство всеми сторонами общественной и хозяйственной жизни. Действовал Полярный сельский Совет с 1954 по 1966 годы, после чего территория передана в административное подчинение Лабытнангскому поселковому Совету.

15 декабря 1952 года Лабытнанги получил статус рабочего посёлка в составе Приуральского района.

В январе 1968 года зарегистрированы населенные пункты, возникшие при производственных и служебных объектах: поселки Харп (при ж.д. станции Харп, Полярный Урал (при ж.д. станции Собь) и Обской (при ж.д. разъезде Обской).

В начале 60-х годов в связи с открытием на Ямале месторождений  углеводородного сырья в Лабытнангах появились первые предприятия, на которых в недалеком будущем стала опираться газовая индустрия Ямала. Удачная транспортная схема Лабытнаног (железная дорога, речной порт) предопределила его роль в развитии Ямала: город стал перевалочной базой в процессе освоения крупнейших газоконденсатных месторождений автономного округа и  закрепил за собой статус «Ворота Ямала». Здесь была самая северная станция Воркутинского отделения северной железной дороги, позволяющая доставлять сюда различные грузы и отправлять их в период навигации водным путем практически в любую точку Ямальского полуострова.

5 августа 1975 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Лабытнанги был преобразован в город окружного подчинения.

Статус рабочего поселка в апреле 1981 года получил п. Харп. Рабочий поселок Харп остался в административном подчинении Лабытнангского городского Совета народных депутатов.

Поворотным моментом в экономическом развитии города стало создание в 1986 г. производственного строительно-монтажного объединения "Ямалтрансстрой" и Специализированного треста по механизации земляных работ на полуострове Ямал «Севстроймеханизация», задачей которых было строительство железнодорожной магистрали от станции Обская Северной железной дороги к газоконденсатному месторождению Бованенково на западном берегу полуострова Ямал.

Введенная в 2010 году в эксплуатацию железная дорога Обская - Бованенково протяженностью 525 километров стала обеспечивать круглогодичную, быструю, наименее затратную и всепогодную доставку техники, строительных материалов и персонала на месторождения Ямала в условиях сурового полярного климата. Эксплуатацию трассы осуществляет Ямальский филиал ООО "Газпромтранс".

Много лет Лабытнанги являлись центром ямальской геологоразведки, 45 лет (с 1968 по 2013 годы) в городе базировалось мощное геологоразведочное сейсмическое предприятие «Ямалгеофизика». Около 95% открытых на Ямале месторождений нефти и газа разведано при непосредственном участии «Ямалгеофизики».

Большой вклад в обустройство ямальских месторождений  внесло Производственное объединение "Ямалнефтегазжелезобетон" действующее в пос. Харп 40 лет (с 1968 по 2008 гг.), являясь головным предприятием поселка. Предприятие разрабатывало месторождения полезных ископаемых открытым способом, являлось горным предприятием. Основной  его задачей была добыча песчано-гравийной смеси кварцевых  деоритов и производство товарного щебня. В дальнейшем осуществляло производство сборного железобетона, дорожных плит, пригрузов для нефтегазопроводов, свай, пустотелых плит. Продукция поставлялась не только нефтяникам и газовикам, но и шла в Армению на ликвидацию последствий землетресения.

С 1959 года на территории города Лабытнанги, уже более 60 лет, функционирует Арктический  научно-исследовательский стационар Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук, который является базой для комплексных исследований природы Севера: полуострова Ямал, Полярного Урала и севера Западной Сибири. Стационар - единственное академическое учреждение в регионе.

В городе с 1981 года успешно функционирует спортивная школа олимпийского резерва имени Т. В. Ахатовой, ставшая кузницей призеров олимпийских игр, мировых и европейских первенств по биатлону.

Арсенал спортивных объектов города в 2003 году пополнился горнолыжным комплексом «Октябрьский», который находится в 10 км от города, став любимым местом отдыха как лабытнангских семей, так и гостей города Семи лиственниц. Сезон катания открыт с ноября по май месяц.

С открытием в 2019 году ледового центра «Авангард» и спортивного комплекса с бассейном «Полярный» в городе появилась возможность культивировать новые олимпийские виды спорта.

Масштабные преобразования стартовали в городе несколько лет назад. «Мой город. Новый старт» под таким девизом живет город Лабытнанги последние годы. Здесь продолжают расти новые микрорайоны, социальные и спортивные объекты, проводится благоустройство. Благодаря программе «Формирование комфортной городской среды» в городе появляются новые парки, скверы, площадки для досуга и отдыха.

Сегодня Лабытнанги это современный динамично развивающийся город, в котором самым удивительным образом сочетаются мощь экономического потенциала и историческое своеобразие северной территории, её традиций и культуры.

Благодаря сформированной народной программе развития поселка Харп на ближайшую перспективу, который вновь вошел в состав городского округа Лабытнанги в 2021 году (с 2005 п. Харп находился в составе Приуральского района), приоритеты отданы строительству жилья, ремонту дорог, благоустройству общественных территорий. Поселок Харп ждет активное развитие.

   

  

 

        Календарь памятных дат